Бензин: убойные цены

С наступлением весны в стране оттаяли цены на бензин. Собственно, этого и следовало ожидать: даже если не принимать во внимание дорожающую нефть, в Украине с 2012 года были повышены акцизы и остановился еще один нефтеперерабатывающий завод. А потому прогнозы могут быть только неутешительными: бензин продолжит дорожать.

Первые в стране
Крым среди регионов Украины по традиции занимает лидирующее место по стоимости ГСМ. По данным мониторинга рынка нефтепродуктов НТЦ «Психея», на 28 марта средняя цена А-95 на АЗС страны составила 10,80 грн./л. При этом наибольшая средняя цена на этот вид топлива зафиксирована в таких регионах, как Крым — 11,05 грн./л, Донецкая и Ивано-Франковская области — 10,95 грн./л. 
Получить от республиканских чиновников официальное объяснение причин этого оказалось задачей нереальной. В Рескомитете по топливу и инновационной политике АРК ответили, что бензин (!) не входит в сферу их компетенции (интересно, он что, перестал быть топливным ресурсом?! — ред). И направили в Минэкономразвития, которое только мониторит цены на бензин, как и на другие товары. Выяснить причины роста цены может Антимонопольный комитет, но обнародовать свои выводы он вправе только, когда дело будет закрыто. И постфактум наказать виновных незаконного повышения, если таковое будет доказано.
Так что можно с уверенностью сказать, что оперативных рычагов влияния на ситуацию у республиканских чиновников сегодня нет. Есть, правда, постановление Совмина об ограничении торговой надбавки к оптовой цене производителя, но в ситуации роста последней оно неспособно затормозить подорожание бензина. Как и административное давление на местных нефтетрейдеров, которое приведет разве что к закрытию АЗС, потому что, если верить операторам, они уже работают на пределе. По словам коммерческого директора компании ТЭС Антона Раскина, чтобы компания нормально работала и на заправке было качественное топливо, бензин марки А-95 в Крыму должен стоить 12,5 грн. за литр.
«Только за один день, вторник, 3 апреля, дизтопливо подорожало почти на $7/тонна и на $10 бензин, — говорит директор ТЭК «Современник» Ленур Сеттаров. — Это не значит, что тут же вырастет розничная цена бензина, но тенденция такая присутствует».

Об акцизах, импорте и ТС
Заподозрить местных бензиновых магнатов в сговоре с целью наживы, увы, не получается, ведь дорожает бензин по всей стране. Зато впору задаться вопросом, почему так получается, что Украина вышла в лидеры в Европе по темпам роста этих цен? Британский The Economist пишет, что аналогичный рост стоимости бензина был зафиксирован только в Италии. 
Причин этого несколько. Самой глобальной можно считать рост мировых цен на нефть из-за обострения ситуации вокруг Ирана. Благодаря этому с начала года стоимость нефти Brent на европейском спотовом рынке выросла практически на 20%, а оптовая стоимость бензина и дизтоплива в Украине более чем на 12% и 7% соответственно.
Кроме этого, аукнулись проиндексированные на 8,9% с января 2012 года акцизы на бензин и дизтопливо. Первый месяц-полтора операторы распродавали бензиновые запасы, но они подошли к концу. А новое топливо уже с акцизом, выросшим с 182 до 198 евро на тонне, что добавило по 18 коп. на каждом литре.
Еще одна причина — ТНК-ВР остановила свой Лисичанский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) под предлогом убыточности. По сообщению пресс-службы компании, в связи с увеличением акцизов на нефтепродукты с начала года и административной заморозкой цен на них на российском рынке работа украинских предприятий стала нерентабельной. Хотя, по информации директора консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, в официальном сообщении компании говорится, что в 2011 году она получила 110 млн. грн. чистой прибыли, но на протяжении последнего года твердит об убытках и под этим предлогом остановила НПЗ. Как бы там ни было, но в результате в стране из 6 заводов продолжает работать только один — Кременчугский
НПЗ «Укртатнафты», контролируемый группой «Приват».
Благодаря этому отечественный бензиновый рынок, который всегда сильно зависил от импорта нефтепродуктов, теперь, по разным оценкам, реализует 80 — 90% ввезенного в страну бензина. Треть импортного топлива поступает из России, доля белорусских нефтепродуктов на украинском рынке высокооктанового бензина и ДТ в марте составила уже 53%. Дело в том, что создание в 2010 году Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана обеспечило Белоруссию российской нефтью на льготных условиях. В результате поставлять нефть на украинский рынок для дальнейшей переработки стало невыгодно, потому что нефтепродукты из нее становятся неконкурентоспособными по сравнению с белорусским бензином. Дело в том, что в случае экспорта нефтепродуктов за пределы Таможенного союза (в том числе в Украину) Белоруссия платит России экспортную пошлину на нефтепродукты, которая в 2011 г. была вдвое ниже нефтяной, а с 2012 г. составляет 66% от нее.
При этом белорусские НПЗ в ценообразовании ориентируются на цены на мировых рынках, которые растут: сейчас стоимость А-95 Premium на рынках Средиземноморья достигла $1190 за тонну, тогда как еще в феврале была на $100 ниже. В результате НПЗ пересчитали цену поставок в Украину.

Меры приняты!
При такой зависимости от внешних факторов, в которую украинская власть загнала отечественный рынок нефтепродуктов, повлиять на ценообразование внутри страны практически нереально. Чиновники, конечно, принимают показательные меры: Антимонопольный комитет без особого энтузиазма начал проверять обоснованность повышения цен на светлые нефтепродукты, хотя всем очевидно, что доказать картельный сговор в такой ситуации невозможно. Экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти и нефтепродуктов при Минэнерго Украины, изучив положение дел, повысила на 10 коп. рекомендуемые цены на А-95, до 10,74 грн./л, на дизтопливо до 10,04 грн./л. Потому что исходя из цен, по которым теперь импортируется белорусский и литовский бензин, на украинских АЗС А-95 должен стоить в среднем 11,3 — 11,5 грн./л.
А Кабмин вместо ожидаемого снижения акциза на топливо, которое, по мнению независимых экспертов, является единственным и оперативным способом стабилизации цен на украинском рынке, собрался дать Лисичанскому НПЗ 1 млн. тонн нефти, освобожденной от уплаты НДС. Что весьма удивило экспертов, ведь даже в случае оперативного принятия решения льготный бензин сможет появиться на рынке не ранее второй половины мая. Кроме того, приобретение нефти на растущем рынке и последующая ее переработка на низкоэффективных украинских НПЗ приведет к повышению себестоимости нефтепродуктов. К тому же остановленный «на бессрочный ремонт» в середине марта Лисичанский НПЗ вряд ли сможет быстро возобновить переработку сырья.
«1 млн. тонн нефти без НДС — это значит кому-то одному из участников рынка дать преференции, что не спасет рынок, а только будет разворована прибыль и ляжет в чьи-то карманы, а для потребителей никакой пользы от этого не будет. А снижение акциза — мера более эффективная, потому что сегодня в цене литра бензина около 3 — 4 грн. прямых налогов (к его стоимости добавляются акциз, НДС и расходы на доставку), — говорит Ленур Сеттаров. — Хотя снижать акцизы тоже несколько поздно, но, по крайней мере, эта мера может уберечь от дальнейшего роста стоимости бензина. Это рыночный механизм, которым надо пользоваться в рыночной экономике. Причем не нужно отменять акциз на постоянной основе, достаточно делать это в пиковые периоды, на месяц-два, чтобы стабилизировать ситуацию».
Но самым большим недостатком этого проекта, по мнению «А-95», являются существенные недопоступления в госбюджет, которые возникнут в результате безналогового ввоза нефти. При стоимости ее $120 за баррель госбюджет недополучит в виде НДС около 1,4 млрд. грн., а окончательный размер потерь будет еще больше за счет дальнейшей реализации нефтепродуктов без НДС. Для сравнения: снижение акциза до уровня 2011 года (50 евро/тонна на бензин и 20 евро/тонна на дизтопливо), которое окажет стабилизирующий эффект практически сразу, будет стоить бюджету около 1 млрд. грн. потерь. Похоже, расчет тут ведется не только на основе правил экономики, но и политики, которую в нашей стране традиционно оплачивают обыватели.

http://1k.com.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Оцените первым
(0 оценок)
Пока еще никто не оценил
Пока никто не рекомендует
Авторизируйтесь ,
чтобы оценить и порекомендовать
Комментарии

Exchange Rates
USD 78,042
EUR 88,316