Чеховские страсти: Бизнесмен Лебедев поссорился с директором ялтинского театра

Российский бизнесмен и меценат Лебедев, который возродил Ялтинский театр имени Чехова, возмущён деятельностью руководства учреждения. Возможно, здесь грядут кадровые перестановки. Кому перешёл дорогу бессменный директор и что будет дальше с легендарным театром? 
Ольга Нагорная, "Крымская газета"

Искусство требует жертв

Свои впечатления от недавней ревизии хозяйственной деятельности театра Александр Лебедев в личном блоге сравнил с «культурным шоком».

Вспомним предысторию. Разрушенное до остова историческое здание театра почти десятилетие было притоном для бомжей. Меценат реконструировал объект в 2006-2008 годах за свои средства, вложив, по его словам, более 10 млн евро. Земельный участок и здание театра на полтысячи зрительских мест после реконструкции были переданы в аренду на 47 лет украинскому подразделению Национальной резервной корпорации (Лебедева), а оформлены на его же дочернюю организацию ООО «Коммерческая компания». Компания выступает арендатором дорогостоящего имущества театра и является уполномоченным юрлицом, которое осуществляет финансово-хозяйственную деятельность.

В блоге Александр Лебедев напомнил:

- Театру возвращён как исторический архитектурный облик, так и подарен современный сценический комплекс, способный осуществлять постановки любого уровня сложности. За эти годы театр стал площадкой для выступлений известнейших российских творческих коллективов, международных фестивалей, по моему приглашению его посещали звёзды мирового театрального искусства, в том числе Джон Малкович и Кевин Спейси.

Директором стал Николай Рудник – лауреат Госпремии Крыма, почётный гражданин Ялты. Единственное нарекание от ялтинцев в его адрес лишь в том, что он якобы пристроил работать сюда многих своих родственников.

Пьеро и Карабас

Комплексная ревизия в октябре – ноябре 2016 года показала, что не всё так просто за кулисами. Сегодня противостояние мецената Александра Лебедева и директора театра Николая Рудника выглядит со стороны, как в классической сказке конфликт Пьеро и Карабаса-Барабаса.

Цитируем Александра Лебедева:

- Ревизия выявила многочисленные злоупотребления «неустановленных лиц». Хозяйственная деятельность осуществлялась через конторы (например, ООО «Ялтинский театр им. А. П. Чехова»), не имеющие ко мне никакого отношения. Благотворительные пожертвования от организаций и частных лиц направлялись в организации, также не связанные с театром (в частности, «Международный фонд развития культуры и искусства» и «Резервный фонд развития театрального искусства») и использовались не по назначению. В довершение всего ушлые граждане попытались просто переоформить договор аренды и имущество театра на свою подставную контору.

В результате бизнесмен анонсировал смену руководства театра и обратился к ялтинским городским властям с просьбой переоформить договор аренды со своей дочерней организации (ООО «Коммерческая компания») напрямую на Национальную резервную корпорацию.

За кулисами бизнеса

Директор театра в ответ на это заявил, что будет отстаивать честь и достоинство руководства театра в суде и готов предоставить официальные документы по каждому пункту обвинения. 

– Я оставляю эту тему закрытой до выяснения обстоятельств. Думаю, что Александра Евгеньевича (Лебедева. – Ред.) неправильно информировали и, скорее, дезинформировали. Я могу сказать, что всё сделано в рамках законодательства. Я надеюсь на разумное и мудрое решение, которое должны консолидированно принять все, от кого это зависит, – сказал «Крымской газете» Николай Рудник.

Как ни убедительно возмущение директора, некоторые моменты, связанные с подбором кадров администрацией театра, могут насторожить.

Сам Николай Рудник в своё время руководил концертным комплексом «Юбилейный». И в администрации театра им. Чехова у него, со слов знающих, сплошь «свои». На сайте театра указано, что, например, бывшая главный бухгалтер «Юбилейного» Татьяна Конева теперь главбух театра им. А. П. Чехова. Начальник организационно-правового отдела театра Владимир Селиванов ещё недавно был главным специалистом юридического департамента Ялтинского горсовета. Ещё один бухгалтер театра – Наталья Заярная – это бывший бухгалтер управления здравоохранения исполкома Ялтинского горсовета. В качестве замдиректора театра по маркетингу фигурирует Елена Рудник, может, конечно, однофамилица. А в качестве менеджера по рекламе – Эмиль Рудник.

Ещё примечательней выглядит совместительство некоторых сотрудников театра. 

Бухгалтер театра Наталья Заярная оказалась одновременно председателем общественной организации «Резервный фонд развития театрального искусства», куда и перечислялись, по словам Лебедева, деньги театра. Опасения мецената в чём-то логичны. Ведь популярность у бизнеса подобных общественных организаций (фондов) в связи с их «неприбыльным, некоммерческим» статусом известна. Зачастую одна из схем ухода от налогов осуществляется в сотрудничестве с подобными ОО. Направляемые в них средства далее легко растворяются в неизвестности, поскольку обычная схема налогообложения, которая применяется для коммерческих организаций и предпринимателей, для общественных организаций не применяется. 

Интересно другое: информация, что бухгалтер театра совмещает работу с должностью председателя фонда, не секретная и опубликована на официальном сайте театра. Так что можно предположить, что Лебедев мог быть в курсе перечисления театральных денег «на благотворительность». Мы уточнили, на какие проекты перечислялись средства «общественной организации».

– Только на проекты, связанные с деятельностью театра. Фонд и создавался, чтобы быть донором ялтинского театра, – ответил Николай Рудник.

Возвращение строптивого?

Почему же тогда вспыхнул скандал? Вспомним заявление, которое успел сделать в СМИ экс-председатель горсовета Валерий Косарев. Он заявлял, что городской совет намерен поддерживать значимые культурные проекты театра и помогать коллективу финансово, хотя, как известно, собственной труппы у театра нет. Более того, он сделал громкое заявление о том, что театр может вернуться в муниципальную собственность! Напомним, что театр остаётся собственностью города. 

Николай Рудник говорит:

– То, что театр был, есть и будет коммунальной собственностью Ялты, – это не подлежит сомнению. А вот какой у него будет юридический статус, очень важно. Безусловно, самое лучшее, чтобы он имел в полном объёме статус российского юрлица. Это единственный вариант дальнейшего развития театра. Но сегодня самая большая сложность заключается в том, что театр до сих пор является филиалом украинского ООО «Коммерческая компания». Один из учредителей этой компании – Александр Лебедев. То есть мы являемся филиалом зарубежного юрлица. Этот статус очень сковывает нашу работу. Например, банк РНКБ отказался сотрудничать с нами, ссылаясь на неполный пакет документов, который необходим, чтобы считать нас своим клиентом. Многие организации точно так же не могут заключать договоры с иностранным юрлицом, филиалом которого мы являемся. Я не раз обращал внимание Национальной резервной компании, которой руководит Александр Евгеньевич, на все эти проблемы. Но, к сожалению, все эти годы НРК и ООО «Коммерческая компания», находящееся в Киеве, не принимали никакого участия в судьбе театра. Ни организационного, ни финансового.

По словам директора театра, для того, чтобы театр мог выживать в городе, где население составляет лишь 80 000, необходимо было придумать, образовать такие организации, которые могли бы помочь получать театру, не имеющему никаких государственных дотаций, благотворительные средства от частных и юридических лиц. 

– Во многом нам помог ВЭБ (Внешэкономбанк). Сначала, в 2013 году, он стал нашим спонсором, но в связи с невозможностью дальнейшего оказания спонсорской помощи иностранному юридическому лицу руководство ВЭБа предложило образовать Общественный союз «Международный фонд развития культуры и искусства» для возможности стать его членом с оплатой членских взносов. Именно этот достаточно важный аргумент стал основой для создания такой организации. Но к 2015 году ВЭБ перестал иметь возможность нам помогать. И теперь единственным выходом может стать то, что театр обретёт статус российского юрлица и будет передан в управление Министерству культуры РК и, таким образом, наравне с другими театрами Крыма будет частично дотационно финансироваться из бюджета Крыма. Проведённая к 2008 году реконструкция театра – это безусловно и однозначно меценатский проект Александра Лебедева.

Сегодня никто не отрицает, что Александр Лебедев на фоне многих отечественных бизнесменов выглядит более чем прилично благодаря масштабам своего меценатства. Но мы помним, что Лебедева всегда занимал курортный ресурс республики. Косвенным подтверждением этого, видимо, можно считать то, что в разработке схемы, уточняющей, какие объекты в 100-метровой прибрежной зоне города пойдут под снос, а какие устоят, участвовали не только архитекторы республики и архитекторы Алушты, но и, по информации горадминистрации, так же участвовали архитекторы господина Лебедева. 

Автор
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать