В начале августа жители республики столкнулись с дефицитом некоторых марок бензина и дизтоплива на местных автозаправках.
Грузите бочками
Проблемы с топливом уже несколько недель наблюдаются в Крыму, а так же в Севастополе. Наиболее популярный у автолюбителей бензин – АИ-95 и АИ-98 – исчез со многих заправок. На некоторых его можно было купить только по безналичному расчёту. Высокооктановый бензин отпускался только по ранее приобретенным талонам. А заправлять свои машины 92-м многие автомобилисты просто не рискуют. Тем более, что в дефиците неожиданно оказались и так называемые «присадки» - жидкости повышающие октановое число топлива.
В СМИ появилось несколько версий откуда растут ноги неожиданного бензинового голодания.
Сначала виной всему была названа конвенция РЖД в части пропуска первоочередных (грузов). В перечень первоочередных не вошли нефтепродукты. В этой связи, как подтверждали в Минтопэнерго Крыма, на переправе по линии РЖД был приостановлен проход цистерн с топливом. Однако, конвенцию мобильно отменили.
По другой версии, основные операторы рынка нефтепродуктов в Крыму ATAN и TES закупили 2,3-3 тысяч тонн топлива, чего хватило бы на несколько месяцев бесперебойной работы, но заводы, якобы, не отгружали топливо без объяснения причин.
Третья версия: перебои якобы вызваны традиционной летней профилактикой нефтеперерабатывающих заводов. Тем не менее крымчанам уже начали предрекать, что из-за повышенного спроса топливо в ближайшее время подорожает
При этом реальность вошла в противоречие с упомянутыми версиями. Недостающий бензин АИ-95 неожиданно появился на заправках ТЭС. Тем не менее на последних до сих пор нет дизтоплива. При этом на заправках АТАН, ситуация оказалась зеркальная — нет 95-го бензина, зато есть в наличии дизтопливо.
Таким образом сложилась подозрительная ситуация: вроде как в Крыму всё есть, но при этом на лицо дефицит. При том, что уже 9 августа Министерство топлива и энергетики Крыма сделало официальное заявление о том, что в Крым отправлены более 400 вагонов с нефтепродуктами, которые обеспечат 33-суточный запас топлива.
С того момента, как ни странно, ничего не изменилось. Мы уточнили у коммерческого директора сети АЗС TES Антона Раскина, откуда 95-й бензин у ТЭСа, если его нет в Крыму на других заправках и что меняется в ситуации:
- Ситуация такая же. Пока проблема с паромной переправой, с переправкой вагонов на территорию Крыма, она так и не разрешилась. Мы смогли доставку организовать машинами с материка. Очень много топлива отгружено (с завода — ред), но оно проходит паромную переправу. Ситуация порядка месяца затягивается - со стороны Краснодара проходит катастрофически мало — слёзы от того, что есть в наличии даже с той стороны уже. Их даже не отгружают. Они как стояли, так и стоят в Краснодаре. Почему? Без понятия. То есть повлиять на поставщиков и паромную переправу мы не можем. И не совсем погода мешает переправе, мне так кажется.
Окна переправы
На сайте переправы (ООО «Морские перевозки») указано, что в соответствии с протоколом совещания у Зампредседателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака № ДК-П9-246пр c 01.01.2015 на ООО "Морская дирекция" возложены функции по обеспечению бесперебойной работы Керченской паромной переправы в целях поставки материально-технических ресурсов...
На сайте говорится так же, что абсолютный рекорд по количеству перевезенных легковых транспортных средств за сутки в одном направлении на Керченской паромной переправе установлен уже 7 августа 2017 года. При этом переправа сама же информирует об имеющихся «окнах» в напряженном потоке перевозок. Другими словами, информирует о времени без обычной давки и очередей. Тем не менее, топливо для Крыма почему-то «застаивается» на противоположном берегу, вызывая подозрения крымчан в возможном сговоре. Ведь такое же возможное повышение цен на топливо по логике вещей будет выгодно всем, кроме курорта и простых крымчан.
«Крымская газета» обратилась за разъяснениями к министру топлива и энергетики Крыма Вадиму Белику.