В Алупке открывается выставка петербургской художницы «Восточная сказка»

В Алупке, в музее дважды Героя Советского Союза летчика-испытателя Амет-Хана Султана открывается новая художественная выставка.

Посетителей ожидает знакомство с творчеством петербургской художницы Оксаны Александровой. Выставка будет работать с пятнадцатого июня по тридцатое июля на первом этаже музея. Своей персональной выставке Оксана дала название «Восточная сказка». Она представила на суд зрителей тридцать пять работ, выполненных маслом. Имя художницы жителям Крыма и гостям полуострова, приехавшим из разных уголков России, незнакомо, поэтому сообщим некоторые моменты её творческой биографии.

Оксана потомственная петербурженка, родилась в годы, когда город называли Ленинградом. С детства её окружали красивые старинные вещи – отец известный в городе резчик по дереву. Восстанавливал после многолетних гонений на церковь резные иконостасы, для музеев города проводил художественную реставрацию уникальной мебели ушедших веков. Предпочитал тяжелые барочные формы, а дочь тянулась к рококо и классицизму, обожала французов XVIII века – Фрагонара и Буше. Любовалась галантными сценами, где герои – изящно одетые влюбленные дамы и кавалеры. Посещение детской художественной школы мало что дало пытливому и тянущемуся к знаниям ребенку. Каникулы проводила на юге, дважды побывала в детстве в Крыму. Обилие солнца, сухость воздуха, холмы и пригорки, которые по пути надо было преодолевать, не способствовали восприятию всех красот Крыма. Но все же с первого знакомства Оксана ощутила себя как в сказке. Беззаветная любовь к Крыму пришла много позже. Но до этой поры пройдут годы ученичества.

Перестройка и наступившие вскоре бедовые девяностые годы разрушили многие слагавшиеся веками традиции, пришла попытка перекроить налаженное ещё с середины XVIII века преподавание классического изобразительного искусства. Стала ощущаться в учителях растерянность перед завтрашним днем, холодная безучастность к ученикам. Были, конечно, и увлеченные педагогикой молодые учителя, приехавшие в Петербург из провинциальных городов, поэтому у них мало времени уходило на свое собственное творчество и много времени отнимали служебные обязанности – как правило, для получения ленинградской прописки они устраивались дворниками. А в среднее училище, славившееся своим высоким уровнем подготовки специалистов, брали умевших рисовать гипсовые головы и портрет. Оксане об этом заранее никто не сказал. Но зато потом, с годами, осознав, как много времени упущено, стала моментально откликаться на разнообразные мастер-классы, проводимые мастерами своего дела. Так она обучилась профессионально фотографировать свои работы, писать постановки с фигурами всадников и лошадей, исполнять портреты маслом и акварельные миниатюры в манере позапрошлого века. Всё стало интересным, и каждый день наполнился гармонией и поиском воплощения красоты натуры в материале.

Особенно плодотворно отразились на становлении молодого художника Вечерние рисовальные классы (ВРК) при Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Это были платные классы, где все внимание педагога направлено на рисунок карандашом. А рисунок, если вспомним, основа всего – живописи, скульптуры, архитектуры. Классы посещались людьми взрослыми, сложившимися. Педагоги со стажем руководили Классами: Юрий Яковлевич Мацко (о котором Оксана очень тепло вспоминает) и Виктор Викторович Жаданов, познакомивший с принципами работы акварелью на пленэре и в студии.

Но для того, чтобы стать профессиональным художником, надо уметь писать человеческие фигуры и хорошо знать анатомию. Постановки ставили в стенах института, в творческих мастерских профессоров-педагогов. И Оксана записалась вольнослушателем, стала посещать занятия вместе со студентами. Но вскоре обнаружила, что педагоги редко заходят в мастерские и стала учиться у лучших студентов (так и раньше обучались в Академии художеств, в советское время превратившейся в Институт). Но впоследствии посчастливилось встретить двух педагогов, уделявших ученикам много времени и щедро делившихся с ними своими знаниями: Курков Евгений Михайлович (рисунок) и Петров Игорь Вадимович (живопись).

Летом студенты Института живописи уезжали на пленэрную практику в Алупку. Творческую базу передал Институту в дар академик И. И. Бродский в январе 1936 года. С тех пор она стала своеобразной кузницей художников Советского Союза. Более тридцати лет руководит летней практикой профессор Игорь Вадимович Петров. Он внес разнообразие в учебный процесс и стал ставить натюрморты с предметами крымско-татарского прикладного искусства и двухфигурные костюмированные постановки, уделяя особое внимание цвету и световоздушной перспективе. Студентам именно он открыл яркость крымского пейзажа. Предметы национального быта берутся в частном музее коменданта базы Рустема Баталовича Эминова.

Последние восемь лет Оксана Александрова учится мастерству у профессора И. В. Петрова. Он показал возможности цвета, научил любить импрессионистов с их светлой яркой палитрой. Он распахнул перед Оксаной сказочную красоту Крыма, которую сам прочувствовал в свои юные годы.

И с 2011 года древняя Таврида стала основной темой творчества, а База Института стала вторым домом. Почти 6 из 12 месяцев года Оксана проводит на юге, в поисках новых мотивов ей помогает личный транспорт – стальной конёк марки «Хонда», проще говоря - мопед. С его появлением все удаленные от Алупки красоты стали доступны. Особенно полюбились горы и скалы, напоминающие очертаниями животных, водопады и восточные сказочные дворцы. Великокняжеские Дюльбер и Кичкине, ханский дворец в Бахчисарае, бывшие дачи эмира бухарского в Ялте, старые татарские дома – стали «героями» картин Оксаны. С детства полюбившиеся крупноцветковые белоснежные магнолии, китайская глициния, пассифлора, розы и дикорастущие орхидеи с явным удовольствием «позируют» художнице.

Работы, представленные на выставке в Алупке, различные по жанру: фантазийные костюмированные портреты, пейзажи с видами романтических дворцов и натюрморты с этнографическими предметами. Но все они наполнены любовью к сказочному Крыму.

Надежда Ковалевская, искусствовед, научный сотрудник АДПМЗ

фото предоставлено автором

Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
65 просмотров в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов