«Пусть в театре будет больше роз»!

Нелли Корниенко, председатель жюри Международного фестиваля «Театр. Чехов. Ялта», директор Национального центра театрального искусства им. Леся Курбаса рассказала о «плюсах» и «минусах» нынешнего форума, открытиях и находках, а также о перспективах форума.

— Пока еще концепция фестиваля сводится к географическому принципу — как можно больше пригласить стран, а потому бывают случайные коллективы. Если согласиться с такой концепцией (на начальном этапе становления), то он имеет право на существование. По моему мнению, третий фестиваль был лучше, чем предыдущий по отбору участников. В программе увидели такого интересного мастера, как Михаил Левитин, Театр «Эрмитаж», Москва (автор и режиссер спектакля «Тайные записки тайного советника» по мотивам А. Чехова за философскую версию темы одиночества был отмечен призом форума. — Т.П.) и Российский драматичный театр Литвы из Вильнюса, который представил спектакль «Сволочная любовь» (приз за воплощение идей гуманизма и милосердия. — Т.П.), которые показали свои сценические открытия. Левитин в «прочтении» классики, а литовцы (режиссер Агнюс Янкявичюс) — современной повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», которую автор посвятил кинорежиссеру и своему отчиму Ролану Быкову. Это европейский театр и эстетика отчуждения. Интересно было посмотреть, как итальянцы «Репетируют Чехова», и как новое поколение воспринимает театр. Здесь географический принцип сработал.

— В этом году нет Гран-при, и жюри отказалось от номинаций «Лучшая актриса», «Лучший актер», «Лучший сценограф»... Почему?

— Наша судейская команда работала демократично. Мы обсуждали спектакли, у каждого из членов жюри были свои фавориты. У меня, например, литовцы, Левитин и молдоване, а коллеге из России очень понравились франковцы («Женитьба»), макеевцы («Чайка») и москвичи («Юбилей» в исполнении Екатерины Васильевой в спектакле «Дуэль...»). Практически каждый имел свои симпатии. А потому мы решили, что раз нет бесспорного лидера (как было на первом фестивале, и заньковчане сразу заявили о себе лучше других), то от Гран-при отказаться, а отметить призами всех участников. Я сторонница того, что отработанный алгоритм не нужен — актриса первого, второго плана... Гран-при имеет смысл тогда, когда существует супервысокое качество. Жюри работает уже в третий раз, и мы избрали другую модель — отслеживаем сам процесс, представленный на фестивале, какие инновации, динамика, а потому награды очень индивидуальные: «Благородный идальго испанской и российской сцены Анхель Гутьерес — за талантливое прочтение А.П. Чехова», «Юрий Хармелин — за новаторскую режиссуру спектакля «Тройкасемеркатуз» по Коляде (Молодежный театр «С улицы Роз», Молдова, Кишинев)», «Михаил Филипов — исполнитель главной роли Николая Степановича в спектакле «Тайные записки тайного советника» за глубокое понимание философии А. Чехова (Театр «Эрмитаж», Москва)», «Ярослав Федоришин — за неожиданное решение «Вишневого сада» А. Чехова (Театр «Воскресіння», Львов, Украина) и другие.

— Чехова считают тяжелым драматургом для постановщиков. У писателя очень образные произведения. Какие из чеховских спектаклей вам запомнились больше всего, и какие, на ваш взгляд, являются самыми оригинальными на фестивале?

— У меня к Антону Павловичу отношение несколько иное, чем у чеховедов. В его произведениях самое главное — подтекст. У Чехова нелинейное письмо (тексты) и вербального в его творчестве столько же, сколько и невербального: подсознательного, иррационального, подтекста и тишины... А потому классик опередил свое время и ставить его произведения сегодня очень трудно. Если анализировать современную европейскую литературу, то становится ясно, что в театре идет открытие теории относительности. Сегодня важную роль играет режиссерское «прочтение» произведения. Но как правило, постановщики ставят текст, а не подтекст и тишину, и запах, и жест, и взгляд, которые заложены автором. Чехов не принадлежит только классике, а и постклассицизму. Из фестивальных спектаклей мне ближе всего «прочтение» Михаила Левитина «Тайные записки...» (в основе лежит «Скучная история», «Враги», цитаты «Чайки») — трагизм и тишина спектакля. Хотя этот режиссер всегда ставил Хармса Введенского — то есть в его спектаклях всегда было зашкаленное ощущение мира, гротеска, а здесь он сосредоточился и задумался о смысле жизни. Режиссер 30 лет готовился к этому спектаклю и искал исполнителя на главную роль Николая Степановича (которую очень убедительно, философски, психологически играет актер Московского театра им. Маяковского Михаил Филипов).

— Лидером по фестивальной экзотике можно назвать сингапурцев. Не все зрители (хотя спектакль «Интрига императорского двора» исполнялась на английском языке) оценили оперу.

— Сингапурский оперный театр жюри отметило призом «За популяризацию и модернизацию канонической национальной оперы». С одной стороны, они придерживаются канонов китайской оперы в сценических костюмах, цвета там играют важные роли, используемые музыкальные инструменты, система жестов... знаковая ритуальная система, фальцетное пение. Желтый цвет императора, синий, — его сторонников. Жаль, что опера исполнялась под музыкальную фонограмму, и это обедняло действо. А с другой стороны, в спектакле идет попытка модернизации национальной оперы, сознательно вводят систему цитат (европейская музыка Сен-Санса, Штрауса) для усиления лиричности сюжета. Поскольку во второй раз Сингапурский коллектив ставит оперу на английском языке, то таким образом он хочет расширить свою зрительскую аудиторию, но в китайском языке важны фальцетные партии, а здесь, исполняя на английском, по моему мнению, актеры не овладели артикуляцией и чувствуется сопротивление, какая-то схематичность в передаче материала.

— Театральными поисками можно назвать две студенческие работы, которые представили израильтяне и немцы. Они еще не профессионалы, и это можно назвать Самодеятельностью, но с большой буквы. Если их сравнивать, то куда, на ваш взгляд, идет экспериментальный театр?

— Без эксперимента нет движения не только в театре, но и в обществе. «Эмигранты» поставила Катрин Кацубко по пьесе Славомира Мрожека — это немецко-украинский творческий проект (Института театроведения Университета Людвига-Максимилиана и Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки). Это качественная школа. Можно говорить о театре абсурда по Мрожеку. В спектакле события передаются через реалистичный, бытовой театр. Интересно работает «пролетарий» XX (Юрий Шульган) и интеллигент АА (Максимилиан Шпекетер). У каждого из этих людей своя жизнь, правда, бедность и мечты.

Театр-студия Софии Москович (Израиль) пригласил на урок по биомеханике и на музыкальную фантасмагорию «Бредовый пикник» — (в композицию вошли абсурдные произведения «Бред вдвоем» Эжена Ионеско и «Пикник» Фернандо Аррабаля). Здесь чувствуется особенный взгляд на жизнь людей, которые живут под бомбами в разгар войны. Все актеры военнослужащие, ходят с автоматами, умеют стрелять, а их родители не знают, вернутся ли их дети вечером домой. Это сигнал и для театра, и для зрителей, как выжить. Студийцы учатся работать на синтезе пластики и эмоциональности, импровизируя. Они пошли путем буффонады и клоунады. Мечтают с помощью своего тела передать любой театр. Еще не все у них получается. Они учатся. Еще не умеют владеть словом — наивысшим пилотажем... Но они знают, что чувствует человек, идущий по минному полю, а поэтому понимают: смех помогает преодолевать страх и жить дальше.

— Что вы хотели бы увидеть на следующем фестивале?

— Чтобы двигались больше в сторону инноваций. Чтобы были яркие эксперименты, поиски нового театрального языка и разные сценические формы: классика, неоклассика и постклассика. Чтобы по вертикали фестиваль пошел вглубь. Хотя я понимаю, что жизнь очень разная, и в ней цветут розы и растет бурьян, но пусть в театре будет больше роз!

http://www.day.kiev.ua
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
1 просмотр в марте
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Общество
Ровно пять лет назад крымчане сделали свой выбор и стали частью Российской Федерации. Это уникальное историческое событие навсегда войдёт в историю России, сообщает Отдел информационной политики. 16 марта в день пятой годовщины Общекрымского референдума 2014 года в Ялте состоялся торжественный митинг, приуроченный к этой  знаковой дате. На мероприятие ялтинцы пришли целыми семьями. С приветственным словом к жителям и гостям Ялты обратился Председатель Гос...
Спорт
16 марта в МУП  «Спортивная школа» состоялось первенство Республики Крым по самбо среди юношей и девушек 2005-2006 годов рождения. Соревнования приурочили к празднованию пятой годовщины воссоединения Крыма с Россией. В соревнованиях приняли участие воспитанники Ялтинской Федерации дзюдо, сообщает пресс-служба Федерации. Чемпионкой первенства  стала Мария Терещенко. На втором месте пьедестала почёта: Ульяна Савран, Анастасия Волокитина и Владимир Данилишин....
Спорт
В Гаспре на спортивной базе ДЮСК «Титан»  в торжественной обстановке прошел аттестационный экзамен дзюдоистов. Экзамен   приурочили ко Дню воссоединения Крыма с Россией. Об этом сообщает Екатерина Демина.  62 юных спортсмена из Ялты, Гаспры, Алушты и Нижнегорска:  воспитанники ГБУ РК «Спортивной школы № 6», ДЮСК «Титан», МКУК ЯЦКС Гаспринского поселкового клуба, МБУДО ДЮЦ ФС на спортивной базе ДЮСК «Титан»  успешно сдали аттестационный  экзамен на жёлтые,...
Культура
Ко Всемирному дню поэзии в Ялте АРТ-студия «Антоша Чехонте», МБУДО «Центр развития творчества детей и юношества» и МКУ «Городской подростково–молодёжный центр» запускают уже традиционный литературный конкурс «Я живу у моря! Я живу в Крыму!». К участию приглашаются Авторы 10-25 лет, увлеченные прозой, поэзией, а также публицистикой. С 20 февраля по 22 марта принимаются стихотворения, эссе, рассказы, сказки, новеллы, очерки, этюды, статьи, заметки, напрямую...
Культура
15 марта Алупкинском Доме культуры открылась  выставка работ участников Регионального художественного конкурса «Вместе навсегда», посвященная важному событию -  воссоединению Крыма с Россией. «Всего на выставку было принято 50 работ. Участие приняли дети  из Образцовой Изостудии Гурзуфского ДК, Алупкинской средней школы № 1,  Ялтинской художественной школы им. Васильева, ГБОУ РК «Алупкинская санаторная школа-интернат», Образцовой  изостудии Ялтинского цент...
Общество
18 марта    переменная облачность. Без осадков. Ночью и утром местами туман. Ветер юго-восточный 7-12 м/с, днем местами до 15 м/с. Температура воздуха ночью +4…+6°, днем +11…+13°, сообщает meteo.crimea.ru. Восход: 06:48. Закат: 18:54. 18 марта отмечается день памяти мученика Конона Исаврийского. В народе святого Конона называют Огородником. С этого дня начиналась горячая огородная пора. В народе говорили: «На Конона Градаря начинай копать гряды в огороде»....
Общество
В честь первого юбилея общекрымского Референдума автобусы с логотипом «Крымская весна» будут бесплатно возить пассажиров в Ялте 16 и 18 марта. Об этом 14 марта сообщил замглавы горадминистрации Ялты Станислав Шапортов, передает Крыминформ.  «Акция на муниципальных автобусных маршрутах будет проходить в честь празднования в Республике Крым пятой годовщины общекрымского референдума 2014 года и воссоединения Крыма с Россией», – пояснил он. По словам Шапортова...
Общество
16 марта    переменная облачность. Ночью без осадков; днем небольшой дождь. Ветер юго-западный 7-12 м/с, днем порывы до 17 м/с. Температура воздуха ночью +3…+5°, днем +10…+12°, сообщает meteo.crimea.ru. Восход: 06:526. Закат: 18:51. В этот день почитается память протоиерея Петра Турчанинова. В прежние времена заметили, какова середина марта - таково и лето. У крестьян была традиция обходить крест-накрест поле, обозначая тем, что солнцу недосуг отдыхать, на...
Общество
«Слово и Музыка»  – так называется концертная программа, с которой 20 марта, в 15 часов,  выступят в Никитском ботаническом саду народный артист России Василий Лановой, народная артистка России Ирина Купченко, заслуженный артист Крыма Константин Крылов. В программе принимает участие актриса Вера Петровская.  «Это третий приезд Василия Семёновича в Никитский ботанический сад после Крымской весны,  – комментирует событие директор НБС-ННЦ Юрий Плугатарь. – 6...
Новости по теме
В Ялте пройдет литературный конкурс «Я живу у моря! Я живу в Крыму!» - прием работ продлен до 22 марта
В Алупке открылась выставка художественного конкурса «Вместе навсегда»
С 23 по 31 марта в Ялте – Легендарный Цирк Юрия Никулина с новой программой «Иллюзион-шоу»
В Ялте открылась выставка «Актрисы Чеховы»
В Ялте начала работу выставка "Крымский мост"
Кино-Фотофакт: новый российский "ужастик" "Гости" почти полностью снят в санатории Алупки
В Гаспре 8 марта прошел концерт эстрадно-циркового коллектива «Этель»
Александринский театр открывает в "Артеке" олимпийскую молодежную площадку
В Алупке подвели итоги Открытого Регионального фестиваля «Крымский первоцвет», - результаты
В Ялте ребята из коррекционной школы достигают творческих успехов