Эксклюзивное интервью с Никасом Сафроновым: «Нарисовать пейзаж все умеют, а вот заставить поверить в некую таинственность…. »

26 июня в ялтинском театре имени Чехова открылась выставка работ российского художника Никаса Сафронова "Избранное". В экспозиции представлены более 80 работ: натюрморты, портреты, пейзажи и сюжетные композиции сюрреалистического характера. Для журналистов встреча с Никасом была назначена на 13.30 в кафе «Театр». За 20 минут до назначенного времени Никас, как настоящий джентльмен позвонил и предупредил журналистов, что немного задерживается в дороге. При встрече Никас Сафронов вел себя очень просто и приветливо и согласился оставить свои координаты со словами:  «Если будете в Москве, заезжайте в гости».

DSC_6002

Вы прибыли в Ялту. Как расцвела Ваша душа, когда Вы увидели красоты Южного берега Крыма ?

Еще летя в самолете, мы видели  море, солнце. В самолете был хороший кондиционер и было прохладно. Возникло такое чувство, что и у вас холодно. Действительно, когда мы прилетели в 6 утра, термометр показывал 18 °C, а когда солнце взошло окончательно, температура поднялась до 28 °C, появилось желание искупаться в море. В этот момент я понял, что все замечательно.  Вода чистая, люди улыбаются, озабоченные родители гуляют с детьми и поучают их:  «Давай, давай загорай!»  –  «Не хочу мама, я устал загорать».

Какого числа вы прибыли в Ялту?

Вы не поверите, прилетел сегодняшним числом,  наш самолет задержался на 8 часов. Завтрашним улетаю.

Расскажите о самой выставке. Чему она посвящена и на какого зрителя направлена ?

Выставка посвящена зрителю, этому прекрасному городу, людям и конечно моему творчеству. Эта выставка на протяжении многих лет собирательная,  это те работы, которые были у меня в мастерской, в студии. Теперь я их выставил на всеобщий показ.

Почему вы выбрали направление сюрреализм?

Мне приятно работать в этом направлении.  Для меня более приемлемо слово «символизм».  Потому что в нем есть техника и есть метафора, интрига, некая тайна.  Нарисовать пейзаж все умеют, а вот заставить поверить в некую таинственность ….

Человек должен сам разгадать вашу картину.

Да, из этого замка выходит что-то неразгаданное и ты должен подумать, что же это такое. Картина должна создавать диалог зрителя и художника. Это может произойти за счет величайших красок, которые будут волновать,  но и сюжетность должна присутствовать в картине: вот идет телега, в ней сидит боярыня Морозова, рядом с ней бегущий мальчик - это придает некое дополнительное движение и человек начинает обдумывать,  что-то для себя решать.

DSC_6015_1

Давайте вспомним ваше детство. Какие у вас ощущения и впечатления родом из детства?

Не такие как о Ялте. Ялта- это чистая вода, а у нас Волга.  Вода иногда чистая, но в основном не очень. Зато у нас было озеро – приток Свияги, где росли лилии, была очень глубокая-глубокая вода, а водоросли тянулись на десятки метров. В детстве, когда мне было пять лет я плавал по этому озеру на корыте, с самодельной кормой.  В четыре года я еще боялся,  старшие  говорили - если попадешь в эту воду, тебя  засосет воронка и выбросит через много километров где-то в Волге.  Мы с друзьями боялись, но все равно рисковали и падали, а потом со страхом снова забирались в корыто. Наверно это самое приятное воспоминание некой  трогательности и торжественности.

Скажите, а рисунки из детства у вас сохранились?

Я сдуру одно время возил с собой рисунки и детские фотографии по разным городам, оставлял их у кого-то на время, т.к. переезжал в другой город и думал, что потом заберу. А потом закручивался, забывал, приходил, а мне говорят «Вы не приезжаете к нам два-три года, мы уже все выбросили». Так я потерял огромный архив. И чего я только возил с собой документы предков, фотографии священников по отцу и по матери, детские опусы?!

В роду у вас были священники?

Да. По папе 12 поколений.

Как вам идея создать выставку детского рисунка Никаса Сафронова, если бы они сохранились?

Вы знаете, когда ты рисуешь в одиннадцать лет распятие цветными карандашами по рисунку Микеланджело, ты думаешь, что это шедевр. Сейчас мне было бы стыдно. Я стыжусь за многие работы, которые я сделал как пробные, экспериментальные, не удавшиеся, но тогда они мне казались неплохими.  Когда еще не знаешь тематику, направление, то входишь в него  как студент. Все кажется прекрасным, а потом ужасным. И чем дальше, тем больше ты недоволен. Многие  работы я бы сегодня взял и заменил современными и  законченными, а те бы выбросил или сжег.

Но ведь в  детстве это было гениально, чего же стыдиться?

Ты совершенствуешься и видишь, что это был детский лепет. Мы ведь профессионально относимся к другим, но и к себе тоже критично.

DSC_6027_1

В 2008 году на программе «Гордон Кихот» (Первый канал) вы заключили пари с Ольгой Свибловой, что через пять лет все известные музеи купят ваши картины. Как ваше пари?

Мои картины появились в тридцати-сорока государственных музеях от Пензенского, Одесского, Саратовского , Сибирского, Ростовского, Французского, картины стали продаваться на аукционах Сотбис.  И тогда в Эрмитаже были мои работы. Меня просто обманули, сославшись на Пиотровского, что он якобы написал, что работ моих нет. Тогда я сразу же после эфира принес ему Эрмитажный каталог, где представлены четыре мои  работы. Об этом в программе не говорили, какой смысл, у них передача должна быть такая злобная. Я же не помню, что в каких музеях, но я бы в жизни не посмел сказать неправду. Картины и работы это разные вещи. Работа - это может быть стол, фотоаппарат, фотография. У меня  две тарелки расписанные и два бисквита фарфоровые. Эти фарфоровые работы  я лепил по заказу Эрмитажа и они в Эрмитажном альбоме есть. Меня заранее подставили. Как с этой теткой, которая заявила, что я ее изнасиловал. Ей заплатили 100 000 рублей, а она проиграла 1 000 000 и сказала, что пусть «НТВ» платит, которые мне заплатили эти деньги несчастные. Оказалось, что это продажная женщина легкого поведения, которая может сказать все что угодно о другом человеке. Должно быть в человеке благочестие.  Ее выбрали специально, т.к. она имела фотографию со мной. Потом я благородно даже подарил ей альбом, но она и это использовала против меня.

На данный момент вы все имеете, а имеете ли вы мечту?

Хочется вернуть духовный статус нашим странам России и Украине, как это было раньше. Это духовные православные страны,  у нас должно быть единение, чтобы мы не имели границ, но имели отношения уважения. Мы имеем опыт, когда нас могут разъединить политики. Еще Цезарь сказал «Разделяй и властвуй». Вот это происходит сегодня. Амбиции политиков отражаются на наших сердцах, нас пытаются разъединить. Хочется вернуть этот союз души и сердца. Свободно путешествовать, а не так, когда я везу картины в Украину, таможня так тщательно проверяет, как не проверяет ни одна страна.  «А доказали ли вы? А разрешает музей? Согласны ли эти … ?».  Потом не разрешают вывозить.  «А разрешили? А доказали? А те ли картины?» Приходится звонить на таможню в Киев, где решают пустить или не пустить. Это кошмар. Чтобы этого не было.

Художник - кисточка в Божьих руках. Согласны Вы с этим?

100 % . Божья рука всегда правит. Кисточка всегда в Божьих руках, но первое это мастерство.  На Бога надейся, но сам не плошай. Ты должен быть мастером и Бога не оскорблять. Ему не плевать в Лицо.  У меня одна знакомая, все что не ляпнет, всем восхищается: « Такое пятно удачное получилось!» Это не Божий дар, это всего лишь мазня. Когда ты профессионал, эстет, когда ответственный и серьезно относишься к своей профессии, то наверно это Божий дар.

Развивать талант, который подарил Бог.

Талант подарил Бог, но больше родители – боженьки на Земле, а Тот добавил.

DSC_6064_1

Все таки кто вы? Просто художник или художник-шоумен?

Шоумен для меня человек, прыгающий на эстраде: кричащий, визжащий, пищащий и заставляющий  привлечь к себе внимание (возмущенно - от ред.).  Я этого никогда не делал. Я никогда не делал эпатажных акций, я просто писал картины и они были интересны для зрителей. Я что-то сделал такое шоуменское? Что вам показалось странно, любопытно, но что делать, оригинально?

В своей сфере вы эпатажны, притягиваете взгляды зрителей.

Я никогда не делаю ничего нарочито, чтобы привлечь внимание публики. Я просто так живу, я так работаю, так отражаю действительность. Я пишу так, как я  вижу, так как мне кажется. Но я не продумываю заранее план, что я возьму сейчас и сожгу этот дом и все узнают, что это я поджег.  Шоумен – это жанр скорее относящийся к эстраде, к дешевому легкому жанру.

Искусство все-таки - история вечная, оно будет всегда. Ты можешь эпатировать как Сальвадор Дали, но я, к сожалению, этого не делаю, хотя, может, это было бы полезно.

Тогда что для вас неприемлемо в искусстве?

Всякие извращения, разврат, порнография.  Я писал обнаженные тела, но они всегда были мягкие. То, что работает на шоковой терапии: кишки развороченные, трупы разрезанные как у Херста, содранная кожа – это все для меня неприемлемо. Один режет себе вены и рисует кровью, другой переворачивает каких-то женщин, замазав предварительно краской. Вот это неприемлемо, потому что это шоу. Я беру кисть, холст, масло и мои мысли, которые отражаются на холсте.

Политиков и звезд шоу-бизнеса не хотели писать обнаженными?

Нет. Из политиков мне мало кто интересен. У меня есть реплика - Путин в виде  Франциска I.  Франциск I был очень уважаемый, как у нас Петр I.  Я написал эту реплику Владимиру Владимировичу, но это не шоу,  это мое видение образа нашего президента. Оно позитивное, оно никак не негативное.

Спасибо за ответ.

DSC_6139_1

Сейчас я сижу в прохладе с роскошными девушками и получаю удовольствие от чашечки кофе. Конечно, на все времени не хватает, уже меньше тратишь времени на себя, на друзей, на детей. Так я могу потерять сына Ландина, который живет в Австралии и которого я вижу раз в год. Он растет без меня. Когда ему было 7 лет, я приехал, высек его и уехал (смеется), потому что он хныкал, и правда, он перестал хныкать.

А что вы не хныкали в этом возрасте?

Не помню (смеется). Думаю, что нет. Я был слишком самостоятельным.

IMG_6807
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)