Ай-Петри – вершина курортного беспредела

Прогулка по плато Ай-Петри может дать неискушенному в крымском курортном сервисе туристу полное представление о его разнообразии. Потрясающие по красоте ландшафты и варварское их использование – вот отличительная особенность Южного берега Крыма, а не памятники архитектуры, истории и целебный воздух. Об этом читайте в авторском материале корреспондента «Нового Региона».

Жителям Крыма редко удается посетить достопримечательности полуострова, ради которых ежегодно сюда приезжают миллионы отдыхающих. Летом не хочется толкаться в туристической толпе, а в межсезонье большинство объектов закрываются на ремонт и обновление экспозиций. Поэтому любая возможность своими глазами увидеть то, чем зазывают туристов и призывают гордиться крымчан, практически на вес золота.

Подвесная пассажирская канатная дорога «Мисхор – Ай-Петри» вот уже 25 лет является одним из самых популярных объектов на Южном берегу Крыма. Подняться за 15 минут на высоту 1153 метра и увидеть панораму всего Южнобережья ежегодно стремятся десятки тысяч гостей полуострова. Поэтому в последний день работы «канатки» перед закрытием на плановый ремонт очередь из желающих стала формироваться еще за час до открытия. Но на подходе к станции туристов встретил кордон перевозчиков, убеждавших не тратить время, а воспользоваться услугами микроавтобуса по цене проезда на канатной дороге. Причем зазывалы обещали часовую автопрогулку по территории Ялтинского горнолесного заповедника с посещением водопада Учан-Су, «Серебряной беседки» и горного озера. Свободное передвижение транспорта по заповедной территории вызвало сомнения, а перспектива кружить по горному серпантину вместо чувства свободного парения над землей не прельщала. Но простое «нет, спасибо» было воспринято как повод для дальнейшего разговора о преимуществе автомобильной поездки на Ай-Петри. Просьба представить документы, разрешающие пассажироперевозки и экскурсионную деятельность на территории заповедника прозвучала как личное оскорбление.

«Девушка, да мы тут уже не один сезон отработали! У нас все в порядке», – заверяли зазывалы.

К счастью, за 10 минут до открытия кассы «канатки» продавцы сомнительных экскурсионных услуг исчезли, оставив осадок стыда за навязчивость и крикливость.

Заплатив за подъем на Ай-Петри 95 грн (65 грн взрослый билет и 30 грн детский), заходим в вагончик. Вежливость технического персонала приятно контрастирует с воспоминаниями о недавних перепалках с автоперевозчиками. Легкое покачивание, и мы парим в воздухе над зелеными сосновыми склонами. И тут взгляд упирается в оживленную стройку – в 50-метровой зоне канатной дороги возводится трехэтажное здание. Близость расстояния такова, что пассажиры канатки в будущем получат новый объект показа – жизнь постояльцев мини-гостиницы на склонах Ай-Петри. Причем, судя по строительным заборам, расчертившим в клеточку прилегающий к подъемнику лес, таких объектов будет много.

Напрягаем память – вроде как указ президента о смещении границ Ялтинского заповедника в сторону Бахчисарая еще не подписан. Но, судя по всему, участки под частную застройку консервируются заранее, чтобы потом не конкурировать с претендентами на «золотые» сотки заповедной земли Южного берега Крыма. Остается надеяться, что вместе с раздачей наделов власти Кореиза берут обязательства провести на склоны центральную канализацию, иначе обводненный грунт начнет сползать, подвергая опасности не только постояльцев мини-гостиниц, но и пассажиров канатной дороги, которая проектировалась в 80-х годах прошлого столетия без учета нагрузки на почву соседними зданиями. Тем более, мэр Кореиза Лери Сванидзе кровно не заинтересован в создании угроз арендатору канатной дороги «ООО «Стартинвест», генеральным директором которого является его жена Надежда Сванидзе.

В раздумьях поднимаемся на площадку верхней станции канатки. Опять попадаем в кордон зазывал. Тут уже программа другая – катание на лошадях, квадроциклах, завтраки и обеды в местных кафе и барах, ларьки по продаже изделий из овчины и козьих шкур. И вновь вежливый отказ воспринимается как повод завязать беседу. Причем громко, публично, чтобы обратить на себя внимание окружающих и самому повеселиться – жизнь на плато без туристов скучна и однообразна. Хочется сбежать от этого крика подальше, спрятаться за соснами, чтобы ничто не мешало услышать, вдохнуть, впитать всю красоту панорамы Южнобережья. Таких желающих много. Они оставляют в память о себе на соснах завязанные лоскутки салфеток и носовых платков, бутылки, банки и целлофан на склонах. Причем явно не первый год.

Попытка обойти торговые ряды тщетна – в последний день работы канатки туристы нарасхват. Крики зазывал, рев моторов, запах лошадиного навоза вперемешку с дымом забегаловок – типичная картина ненавязчивого крымского курортного сервиса. Для полноты картины не хватает одного – поборов за проход на пляж. Пляжей на Ай-Петри нет, хотя в генплане поселка Охотничий на территории плато была обозначена …набережная.

Первый сборщик податей попадается на глаза у парковочной развилки. Работа парковки, судя по вывешенному на информационном стенде решению Ливадийского поссовета, была легальной в 2010 году. С тех пор требования к организации парковок изменились, но до Ай-Петри они еще не дошли. Роль паркомата здесь исполняет дюжий молодец, а шлагбаума – красный микроавтобус.

Перегородить проезд к площадке верхней станции канатной дороги микроавтобус не может, поэтому «парковщику» приходится выскакивать из него при появлении на горизонте транспорта, руками показывать направление движения, дополняя устными инструкциями: «э, уважаемый, поворачивай вправо». Вправо никто не поворачивает, а паркуется возле забегаловок, чем вызывает словесное недовольство регулировщика, который обратно водружается в микроавтобус и ждет следующую машину.

В наблюдении за соперничеством лошадей и машин обходим парковку. Здесь особо чувствуется близость природы – тропа явно и часто используется для конных прогулок. Берем направление к зубцам Ай-Петри, и тут нас нагоняет человек в камуфляже, который несет вахту по взиманию денег с желающих подняться на вершину скального уступа. Дальнейшая беседа напоминает театр абсурда.

«Куда идем?» – вопрошает человек в камуфляжной форме.

«Туда, наверх», – показываем мы направление своего движения.

«А у нас тут заповедник, и проход платный», – аргументирует свою корректировку в наш маршрут человек в камуфляже.

А у нас тут заповедник и вход бесплатно запрещен

Дальше он предлагает спуститься вниз к какой-то будке, где мы сможем купить билеты за проход к зубцам Ай-Петри. Поскольку часть пути уже пройдена, обещаем спуститься и оплатить положенное на выходе. Предъявление журналистского удостоверения на человека в камуфляже оказывает позитивное воздействие, и мы поднимаемся вверх. На высоте в 1234 метра нас ждут подвесные мостики к зубцам, которые по окончании сезона остались без регулировщиков, и установка для скоростного спуска на троллерах. Спросить, на каком основании ведется хозяйственная предпринимательская деятельность на территории заповедника, у непосредственных исполнителей услуг мы не смогли, поэтому адресовали свой вопрос человеку в камуфляже, спустившись вниз по тропе.

«Это вопрос не ко мне, а к руководству», – парировал он, предъявив удостоверение сотрудника Ялтинского заповедника.

Интересно, кому платит заповедник за размещение рекламного носителя

Параллельно внимание лесника отвлекала группа из четырех человек, которая, не разобравшись в хитросплетениях ограждений, решила преодолеть забор штурмом.

«Молодые люди, куда собираемся?» – грозно вопрошал лесник.

«А в чем, собственно говоря, проблема?» – прозвучал ответ штурмовавших забор туристов.

«У нас тут заповедник, и заборы не просто так поставлены, – аргументировал свои претензии лесник. – Подойдите ко мне».

И вновь, как в случае с парковщиком, заданное руками и устно направление игнорируется. Вокруг полным-полно людей, лошадей, квадроциклов, и не совсем понятно, как лесник определяет с кого взимать плату, а кого, вроде как, и не видно.

«Я один, и за всеми проследить не могу», – объяснил сотрудник заповденика.

О том, что проход к зубцам Ай-Петри платный, гласит только объявление на будке лесника

Получается, что оплата передвижений по Ялтинскому заповеднику является обязательной только для тех, кто попал в зону доступности лесника. Догнать лошадь или квадроцикл ему, безусловно, не под силу. Но ведь хозяева транспорта здесь, рядом, и в розыск никого объявлять не надо.

«Идите со своими вопросами к начальству, – посоветовал лесник. – Вы все такие умные, а как пожар, так никому и дела нет».

Снесенные 7 лет назад постройки на территории заповедника превратились в стихийные свалки

Странно. А мы наивно полагали, что угроза пожаров на плато Ай-Петри напрямую зависит от соблюдения правил в торговых точках. Или обшитые пластиковым сайдингом забегаловки, использующие открытый огонь для приготовления блюд, просто таки образчик экологического общепита? А может торговцы ведут пропаганду бережного отношения к природе? Так вроде нет, если не считать выкупленную у шашлычников вислобрюхую свинью Чуню, которая работает зазывалой в православном кафе «Мюнхаузен», никакого гуманизма по отношению к заповедной природе Южного берега Крыма мы не наблюдаем, как на самом плато Ай-Петри, так и на пути к нему. Заповедник – это только повод для наценки на услуги. А в целом тот же курортный беспредел, только на высоте 1234 метра.

ай3
ай2
Новый Регион- Крым
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
1120 просмотров в сентябре
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Комментарии

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов

Общество
27 сентября 2018 года проводится квартальная проверка системы оповещения и информирования населения Республики Крым 27 сентября 2018 года проводится квартальная проверка системы оповещения и информирования населения Республики Крым: - в 10:00 и 15:00 27 сентября 2018 проверка системы оповещенияс пультов централизованного оповещения населения Республики Крым (с включением стоек циркулярного вызова, радиотрансляционных узлов); - с 13:00 по 13:30 27 сентября...
Общество
Его кандидатура была единогласно поддержана в ходе выборной конференции этой общественной организации С инициативой выдвижения Алексея Челпанова на пост руководителя городской федерации самого массового вида спорта выступили представители ялтинских футбольных команд, тренеры и представители спортивной общественности. «Выдвижение на этот пост - для меня большая честь», - сказал, обращаясь к делегатам конференции, глава администрации города и обратил внимани...
Общество
22 сентября Массандровский пляж приглашает всех надеть полосатые наряды и присоединиться к Празднику прощания с летом, передает турпортал. Как сообщили турпорталу организаторы праздника, этот день для многих ялтинцев и частых гостей Массандровского пляжа становится долгожданным подарком к окончанию купального сезона и наступлению сезона рыболовного. С 12 часов всех "кого много и кто в тельняшках" ждут на втором и третьем секторах пляжа. "Этот праздник созд...
Общество
04.05.2018 г. примерно в 14:25 в г. Ялта, ул. Тимирязева, д. 39, несовершеннолетний водитель, управляя мопедом «ХОНДА» без номерного знака, двигаясь со стороны дома № 39 в направлении дома № 29 по ул. Тимирязева, на закруглении проезжей части вправо не выбрал безопасную скорость движения, совершил столкновение с а/м «ВАЗ 21099», который двигался во встречном направлении. В результате ДТП несовершеннолетний водитель мопеда «ХОНДА» без номерного знака получи...
Общество
Спортсмены республиканской Спортшколы № 6 на Кубке России по городошному спорту заняли четвёртое общекомандное место и сдали нормативы на КМС. Об этом сообщили в спортшколе. Кубок России прошел с 9 по 19 сентября в Евпатории. В соревнованиях приняли участие 57 сильнейших городошников (40 мужчин и 17 женщин) в составе семи команд из Крыма, Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Саратова, Мурманска, Тулы, Краснодара и других городо...
Общество
Сегодня, 21 сентября произошло знаковое событие в сфере дополнительного образования детей: «Детско-юношеский центр по физкультуре и спорту» и «Центр детско-юношеского технического творчества» подписали договор о сотрудничестве и взаимодействие. Свои подписи поставили директора учреждений Александр Владимирович Татаринов и Лариса Анатольевна Гончарова. Об этом сообщает пресс-служба ДЮЦ. – Безусловно, подписание этого договора пойдет на пользу развития допол...
Культура
18 сентября заведующая Алупкинским домом культуры Зоя Легостаева отметила 30-летний юбилей своей творческой работы. Поздравить Зою Михайловну пришли коллеги, друзья, - все, с кем за три десятилетия были сделаны совместные торжества, яркие концерты и созидательные проекты. «Зою Михайловну я знаю все годы, которые живу в Алупке. Она отзывчивый и добрый человек. Всегда помогает нашей школе», - отметила Любовь Паталаха, директор Алупкинской школы № 2. Валентин...
Общество
Активисты Общероссийского народного фронта взяли на контроль проблему строительства шестиэтажного жилого комплекса возле жилых домов по улице Виноградная в пгт. Ливадии города Ялте. После обращения ОНФ к Главе Крыма и руководству администрации Ялты, местные власти ограничили возможную стройку малоэтажным домом. В Общероссийский народный фронт обратились жильцы домов по улице Виноградная в пгт. Ливадии города Ялта. Прямо рядом с их домами, по большей части...
Спорт
Уже традиционно Ялта становится центром осенней части легкоатлетического сезона. Этой осенью наш город примет четыре крупных старта, среди которых традиционный турнир «Золотая осень» и финальные этапы Кубка Крыма по метания.  Уже 22 сентября на стадионе «СОК «Авангард» стартуют Чемпионат и Первенство Республики Крым по легкой атлетике, в которых примут участие ведущие спортсмены полуострова. Более 200 спортсменов будут сражаться за победу во всех видах лег...