Еженедельник «Крымский ТелеграфЪ» приоткрыл малоизвестные страницы истории строительства дворца «Дюльбер» в Мисхоре
Необычный заказ
Сейчас «Дюльбер» — это круглогодичный санаторий Управления делами аппарата Верховной Рады Украины. В советское время здесь отдыхали высокопоставленные лица из руководства КПСС и главы компартий других стран. После Великой Отечественной войны здание восстанавливали немецкие и румынские военнопленные под руководством советских архитекторов, которые попытались сохранить тот образ, который был на эскизе Николая Краснова в 1897 году. Поэтому внешний вид остался прежним, зато внутри теперь вместо подсвечников современные лампы, на стенах обои в цветочек, а в княжеских опочивальнях процедурные кабинеты. За 600–700 гривен в сутки можно отдохнуть и оздоровиться в месте, где любили останавливаться Романовы летом и осенью.
Виктор Безверхий, экскурсовод:
«Для Краснова это была первая серьезная работа. Можно сказать, что князь Петр Николаевич открыл Краснова для Романовых. Позже он построит виллу „Шале“ в шотландском стиле для Георгия Михайловича, церковь равноапостольного князя Александра Невского, церковь Девы Марии во французской готике, и венец творческих усилий — Ливадийский дворец в стиле итальянского возрождения».
Известно, что сам Петр Николаевич долгие годы жил в Египте и именно там заразился мечтой построить дворец в восточном стиле на Южном берегу Крыма. В результате он покупает землю в Мисхоре (с греческого означает «срединное место»), находит архитектора, который может в сжатые сроки возвести надежное здание, и просит поспешить со строительством. Рабочие трудятся даже ночью при свете факелов, не прерываясь ни на день. В результате за два с небольшим года появляется уникальное для полуострова сооружение с толстыми стенами, зубцами на крыше, похожими на бойницы крепости, и небольшими окнами, защищенными глубокими откосами. Поговаривают, что у дяди императора было нехорошее предчувствие, и именно поэтому он якобы и спешил со строительством надежного убежища...
Под огнем революционеров
В ночь с 16 на 17 июля 1918 года в Екатеринбурге расстреливают царскую семью: императора Николая II, его супругу, четверых дочерей и наследника Алексея. Кто отдал приказ, до сих пор остается тайной, и об этом спорят историки. Ведь, согласно личному распоряжению Ленина, их следовало охранять. В итоге ближайших родственников решено выслать в Киев, а оттуда — в Крым.
«Сначала они размещались в имении великого князя Михаила Николаевича во дворце „Ай-Тодор“ в восточным Мисхоре, — рассказывает Виктор Безверхий. — Но тот дворец был ненадежным в стратегическом отношении, и их переправляют в „Дюльбер“. „Дюльбер“ построен в стиле магриб, это неприступная крепость арабского мира с толстыми стенами. Здесь и были пленены Романовы, в числе которых находилась вдовствующая императрица Мария Федоровна (принцесса датская Дагмар) — жена императора Александра III и мать Николая II. Их охраняли севастопольские революционные войска».
Поначалу ничто не предвещало трагедии, и даже отношение к Романовым со стороны революционеров было достаточно уважительным. Но к тому времени уже был создан Таврический губернский комитет солдатских, крестьянских и рабочих депутатов с центром в Симферополе. Образовались две революционные власти, которые не подчинялись одна другой. У Таврического комитета были региональные подразделения в Евпатории, Ялте и Феодосии.
И когда со стороны центра в Симферополе стали раздаваться инициативы о том, чтобы расстрелять Романовых, Ялтинский совет, в котором были сильны позиции анархистов, принял решение уничтожить всех представителей императорской семьи. С этого момента началось серьезное противостояние.
«Севастопольцы установили пулеметы „максим“ на крыше северной части „Дюльбера“, — говорит Виктор Безверхий. — Велись перестрелки, события были очень серьезными. И „Дюльбер“ сыграл в этом очень важную роль».
Сюда, под защиту толстых стен и пулеметов, под защиту отряда матросов Черноморского флота, были переведены из различных имений все находящиеся в Крыму члены семьи Романовых. Зубчатые стены дворца оказались очень удобными для устройства пулеметных гнезд. Но ялтинским революционерам так и не удалось взять штурмом укрепленный дворец.
Смотрел как в зеркало
В архитектуре «Дюльбера», что в переводе с персидского означает «похитивший сердца», воплотилась не только защитная роль, но и устрашающий фактор. Ведь в XIX веке арабские страны еще наводили страх и ужас на Европу и при виде их величественных замков у европейцев кровь стыла в жилах.
Виктор Безверхий:
«Когда „Дюльбер“ еще строился, к Петру Николаевичу приехал его племянник Николай II. И он подшучивал над ним: „Вы что же, собираетесь оборону от сарацин держать, дяденька?“ А Петр Николаевич Романов отвечал тоже шуткой: „Как знать, Ваше Величество, в русском народе говорят: не зарекайся от тюрьмы и от сумы“. А любая пословица — это всегда попадание в десятку. И вот один шутил, другой полушутя отвечал, а на самом деле Петр Николаевич смотрел как в зеркало!»
В результате творение князя, построенное Николаем Красновым, оставившим, кстати, немало загадок потомкам в своем искусстве, в числе которых и таинственные дьявольские скульптуры в Ливадийском дворце, о чем мы писали в одном из номеров, спасло от неминуемой гибели последних представителей Романовых. Случайно ли дядя предрек печальную участь империи или на самом деле готовился к худшему сценарию, неизвестно, но благодаря его необычному детищу уже в эмиграции на свет появились наследники царской династии.