Страницы газеты «Русская Ривьера» за 1908-1910 гг. пестрят объявлениями, рекламными предложениями. За сто лет изменилась городская среда Южнобережья, бурями перемен сметены здания и парки, канула в прошлое целая эпоха, но в незатейливой рекламе сохранилась жизнь обывателей и гостей Ялты, сообщает альманах «Старая Ялта».
Реклама пропагандировала Ялту как курорт, привлекая к ее развитию общественное внимание. Курортная столица Крыма с каждым годом становилась все более популярным местом отдыха и лечения, отчасти этим объяснялось название «Русская Ривьера», способствующее пробуждению чувства «отечественного курортного патриотизма».
Газета также размещала рекламу товаров и услуг, рассчитанных и на местных жителей. В «Русской Ривьере» помещались как частные объявления, так и реклама специальных фирм и агентств, имевших разветвленную сеть отделений и представительств, а также рекламные отделы промышленных и торговых кампаний, крупных представительств.
Реклама отличалась известным демократизмом: предлагались отечественные и зарубежные товары самого широкого ценового диапазона. Рекламировалось все – от дамских чулок до изящных туалетов ручной выработки, от резиновых галош до патефонов.
Просматривая сегодняшние газеты, выходящие на территории Большой Ялты, среди калейдоскопа рекламных объявлений обнаруживаешь некую системность и рубрикацию. Реклама «Русской Ривьеры» столетней давности представляла собой только на одной странице сплошной «микс» из предложений различных товаров, медицинских услуг, отдыха, развлечений и прочего, отражая смешение социальных слоев курортной публики в первом десятилетии XX столетия: «новой» и «старой» аристократии, купечества, разночинной интеллигенции, средней руки чиновничества.
Реклама носила сезонный характер. Зимой можно было чаще встретить объявления о приеме докторов, летом, помимо них, - о продаже участков и сдаче в аренду дач и квартир.
В 1913 году на крымских курортах в течение сезона отдыхали и поправляли здоровье около 100 тысяч человек. Владельцы модных магазинов, особенно на Набережной улице, всегда были готовы удовлетворить самые взыскательные вкусы.
Мода на ориентализм первого десятилетия докатилась и до курортной Ялты и способствовала появлению магазинов восточных товаров. В феврале 1908 года персидский магазин Торгового дома товарищества Самедовых на Набережной предлагал «громадный выбор шелковых материй, платков и др. предметов роскоши».
При всем разнообразии товаров, которые могла предложить курортная Ялта, выделялся модно-галантерейный магазин Деборы Аронович, всегда снабженный «модным выбором заграничных и столичных сезонных новостей».
На помощь путешественникам, мало знакомым с местными экскурсионными традициями, в 1909 году пришла реклама в «Русской Ривьере» экскурсий Крымско-кавказского горного клуба, находившегося на Набережной. Ежедневные «смешанные» экскурсии в линейках и пешком для одного человека обходились от 80 коп.: на Ай-Петри, Учан-Су, в Алупку, Симеиз, Ореанду. Пешком можно было попасть на Ставри-кая, водопад Яузлар, Крестовую Гору. Экскурсии сопровождались фотографом из ателье Е. Н. Кукулевича.
Для публики, приезжавшей на курорт за развлечениями, реклама «Русской Ривьеры» в бархатный сезон предлагала в рубрике «Театр и музыка» различные концерты.
К типичным сторонам жизни Ялты в бархатный сезон относились непременные осенние карнавалы, которые в 1909 году были приурочены к пребыванию здесь царской семьи.
И богатые, и бедные не раз возвращались на русскую Ривьеру, где уголок находился для каждого, в чем им существенно помогала реклама в газете с одноименным названием, будучи не только формой курортного маркетинга, но и формировавшей вкусы и пристрастия, жизненные стандарты курортной Ялты сто лет назад, а для нас сохранившей дух и колорит той, уже далекой эпохи.
Подробнее о тонкостях рекламы 100 лет назад читайте в историко-краеведческом альманахе «Старая Ялта» - в киосках «Союзпечати».