Ливадия - кинематографическая

Живописный Крым первоначально был любимой съемочной площадкой русского кино. Много солнца, море, горы, богатые парки вдохновляли режиссеров, вызывали восторг у зрителя. С первыми демонстрациями в Крыму начались и первые съемки, увековечившие царскую Ливадию.

В дореволюционной России кино было развлечением наряду с бульварным театром, в нем только зарождались признаки искусства. Император Николай II с интересом воспринял это достижение техники. Киносъемка использовалась царской семьей не только для утверждения высокого статуса, но и для фиксации семейной жизни. Таким образом, хроника была посвящена общественно-политической и приватной сторонам жизни. Съемки происходили с 1896  года и не были рассчитаны на публичный показ, но, начиная с 1907 г. с разрешения Министерства двора, отдельные сюжеты съемки царя, в основном произведенные фирмой фон Гана, передавались прокатчикам для демонстрации. Царская хроника в программах сеансов демонстрировалась отдельно. Сюжет, сопровождавшийся музыкой (игрой оркестра) предварял основную программу. В архиве Ливадийского дворца-музея, бывшей летней резиденции царственных Романовых, хранятся крымские киносюжеты, в том числе, отображающие события, происходящие в императорском Ливадийском имении: смотр императором Николаем II 52 пехотного Виленского полка великого князя Кирилла Владимировича, парад Ливадийского гарнизона по случаю тезоименитства наследника цесаревича Алексея, парад по случаю тезоименитства Николая II. Царская хроника дает представление об изобразительном и техническом качестве первых русских документальных съемок. «Средний метраж документального или хроникального фильма обычно превышал 100 метров. Сюжеты сняты общими планами, вмещающими большое количество людей, - пишет С. С. Гинзбург. - Аппарат устанавливался на уровне глаз человека фронтально по отношению к той точке, в которой ожидалось появление царя. Ни ракурсы, ни повороты камеры по оси штативной головки не допускались. Неподвижная точка зрения была почти обязательным условием съемки, которое нарушалась только в случае крайней необходимости. Планы оставались общесредними. Позирование людей перед аппаратом допускалось. Технический уровень хроник можно признать, бесспорно, высоким. Резкость изображения, особенно если учесть низкую разрешающую способность оптики и кинопленки, была почти во всех съемках вполне удовлетворительной. В большинстве просмотренных нами ранних фильмов нет серьезных ошибок в экспозиции, в частности недодержек, несмотря на то, что светосила первых кинообъективов обычно не превышала 1:6,3, а чувствительность пленки, оставаясь очень низкой, не была стандартизирована». 

Из хроникально-документальных съемок постепенно возникла и русская игровая кинематография. В 1911 г. первую русскую полнометражную документально-игровую киноленту «Оборона Севастополя» продемонстрировали императору и его окружению в Ливадии. Фильм, созданный одной из крупнейших российских кинофирм «А. Ханжонков и Ко», был режиссирован Василием Гончаровым, «первым русским режиссером исторических картин для кинематографов». А. Ханжонков вспоминал: «В начале ноября 1911 года последовало ожидаемое приглашение из летней резиденции царя, и мы с Гончаровым немедленно выехали в Крым. Ехали мы туда в настроениях диаметрально противоположных. Гончаров был бесконечно горд своим детищем, и действительно, эта постановка была недосягаемо выше всей его предыдущей киностряпни... Я же искренне огорчался, что мы, несмотря на все наши труды и затраты, не смогли превзойти средней итальянской постановки». После окончания сеанса А. Ханжонков отметил, что в зале раздались аплодисменты, а император, уходя со спектакля, остановился около него и «поблагодарил за труды». Николай II удостоил А. Ханжонкова бриллиантового перстня со своей руки.

В последующие годы интерес к кинематографу не ослабевал. Посещаемость электрических театров превышала посещаемость концертов, драматических и музыкальных театров, цирков. Один за другим в Ялте открывались синематографы: «Иллюзион» П.К. Чепати, «Электро-Биограф» француза К.Ю. Дрона, «Одеон» М.Л. Салтыковой, «Корсо» Г.Г. Спасибо, «Вулкан» купца Чалого и др. Первая мировая война наложила свой отпечаток на развитие отечественной кинематографии. Импорт заграничных фильмов резко сократился, и возрос спрос на русские картины. Возникли благоприятные условия для развития отечественного кино. Актуальными стали показы «Военной хроники», «Стеньки Разина», «Когда Родина в опасности». Киносеанс был отдушиной для людей, чья жизнь была полна несчастий и лишений.

К концу 1919 г. интенсивность развития ялтинской кинопромышленности стала снижаться. Демонстрировать и продавать фильмы было некому. Крым охватила гражданская война. Но провинциальной Ялте было суждено стать тем городком, где не только показывали чужое кино, а снимали свое. Кинопредприниматель А. Ханжонков, обосновавшийся к этому времени в Ялте, сдавал в аренду свое ателье со всем оборудованием. Позже ателье стало собственностью Крымской Социалистической Республики. На базе национализированных кинематографических фирм «А.Ханжонков и Ко», «Товарищество на паях И.И. Ермольева» и «Русь» 26 августа 1919 г. была создана Ялтинская киностудия. Невзирая на сложности, режиссеру В.Р. Гардину удалось наладить кинопроизводство. Для работы в качестве профессионала-консультанта пригласили из эмиграции Александра Алексеевича Ханжонкова, крупнейшего деятеля отечественного кинематографа. За первые семь лет кинопроизводства на экраны вышло около 22 фильмов: «Великий Октябрь», «Призрак бродит по Европе», «Джимми Хиггинс», «Праздник Святого Иоргена» с Игорем Ильинским в главной роли и др. В 1930 году Ялтинскую киностудию переименовали в «Востоккино». Здесь снимал свой первый фильм «Васька-реформатор» режиссер Александр Довженко. За четыре предвоенные года на киностудии, использовавшейся тогда в качестве съемочной площадки  «Союздетфильма», отсняли «Остров сокровищ», «По щучьему велению», «Василиса прекрасная», «Золотой ключик», «Гибель орла» и др. Во время оккупации Ялты немцами имущество киностудии было разграблено, съемочные павильоны превращены в склады. С 1964 года восстановленная после ВОВ киностудия становится филиалом Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького. И сейчас такие фильмы, как «Дама с собачкой», «Пираты ХХ века», «Много шума из ничего», «Собака на сене», созданные на киностудии в Ялте, собирают у экранов юных зрителей и своих ровесников.

Ливадия, дворец Романовых стали прекрасной декорацией для множества фильмов советской эпохи. В 1977 г. на киностудии «Ленфильм» режиссером Яном Фридом был поставлен двухсерийный цветной музыкальный художественный фильм «Собака на сене»  по одноименной «придворной комедии» великого испанского драматурга Лопе де Вега (1652-1635 гг.). Сюжет о любовных переживаниях героев, принадлежащих разным сословиям, разворачивается в неаполитанском дворце (Ливадийский дворец Романовых). Любовь прекрасной аристократки Дианы де Бельфлор (Маргарита Терехова) к секретарю Теодоро (Михаил Боярский) возникает из ревности. Название фильма оправдано поведением Дианы: она не позволяет Теодоро любить себя, но и запрещает любить служанку Марселу. Теодоро оказывается заложником игры сословных предрассудков. Счастливый конец достигается лишь благодаря проворному слуге Тристану. Его хитрость превращает Теодоро из безродного слуги в дворянина. Диана изменяет свое решение и соглашается стать женой Теодоро. Фильм «Собака на сене» прославляет любовь. Автор показывает Любовь как высшее чувство, перед которым равно бессильны и слуги, и  вельможи. Съёмки проводились в Ливадийском дворце, в императорском парке. Фильм начинается с показа сказочных видов моря, парка, Ливадийского дворца.  Зритель испытывает романтическое восхищение от встречи с природой, настраивается на лирический лад. Во взаимодействии с другими выразительными средствами произведения пейзаж раскрывает психологию персонажей и в это же время приобретает для нас свое подлинное, глубокое содержание. Образ роскошной природы  гармоничен в сочетании с интенсивными переживаниями любовного чувства главными героями. Сотрудники Ливадийского дворца-музея рассказывают, что экскурсионный процесс на время съемок не прерывался. Этим объясняется присутствие множества любопытных туристов, сумевших поучаствовать в творческом процессе. Маргарита Терехова во время интервью вспоминала: «...у нас было очень много зрителей во время съемок. Всякие разные босые смешные люди, которые окружали нашу… Там были и иностранцы, и очень много людей интересных. И мне пришлось кричать им: «Товарищи! Если мы играем про любовь, я должна бить его по-настоящему?» (Речь идет о пощечинах Теодоро). Желание добиться искренности передаваемых чувств было оценено зрителем. Зритель - поверил. Фильм ценен кадрами, сохранившими уже несуществующий фонтан у перголы на южном склоне. Исчезла и скамейка, на которой Теодоро сочинял письмо Диане. Изменился декор куртин вокруг дворца. Благодатная натура, в отличие от павильонных съемок, не только сопутствовала сложной актерской работе, но сделала кинокартину гармоничной и красивой. Парк, Ливадийский дворец вызывают у зрителя ассоциации с безмятежной, полной романтики, наслаждений жизнью. Фильм «Собака на сене» несет радость и эстетическое удовольствие, подтверждая убеждения Яна Фрида о том, что «художник должен творить с ясными мыслями и чистой душой».

Запечатлел красоты Ливадии и широкоформатный художественный фильм «Анна Каренина» (1967 г.) режиссёра Александра Зархи. «Я обратился к постановке «Анны Карениной» и попал в плен к Толстому, - говорил А. Зархи. - Самое главное, мне хотелось передать наиболее впечатляющим образом смысл вещи, то основное, что хотел выразить писатель». В основе фильма - борьба замужней женщины Анны Карениной (Татьяна Самойлова) с моралью светского общества за право на любовь к графу Алексею Вронскому (Василий Лановой). О работе над ролью Татьяна Самойлова рассказывала: «Я убеждена. Каренина была особенно дорога Льву Николаевичу потому, что в ней воплощена родственная Толстому искренняя, правдивая, страстная, чуткая, естественная натура. Эта светская дама — настоящая русская, несмотря на офранцуженно-энглизированное окружение... Как играть,— тут на помощь приходят все возможности актера. Самое главное — найти поэтическое видение образа, образную энергию роли. Где ее искать, эту энергию? В материале и в собственном отношении к нему... Мне хочется, чтобы моя Анна не была «музейной». В ней должны угадываться черты современной женщины».

Ливадийскому дворцу в фильме досталась роль итальянского палаццо, который посетили влюбленные Каренина и Вронский после отъезда за границу. В нескольких кадрах мы узнаем еще небольшое тисовое дерево и галерею Итальянского дворика с мраморными скамьями, наружную лестницу при выходе из классной комнаты цесаревича Алексея.

С момента открытия в 1945 г. Ялтинской конференции и по сегодняшний день Ливадийский дворец остается ареной для обсуждения и решения мировых проблем. Не теряет актуальности в кино и тема Конференции 1945 г., определившая облик послевоенного мироустройства. В документальных и художественных фильмах, «Три конференции» (1998 г.), «Покер-45» (2010 г.), «Ялта-45» (2011 г.), мы видим Дворец после оккупации. Съемки в историческом жанре предполагают работу с консультантами. Заведующий научно-экспозиционным отделом «Крымская конференция» О.А. Шамрин, вспоминая о своем опыте историка-консультанта на съемках фильма «Ялта-45», рассказывает, что не всегда режиссера интересует достоверность. Так, в фильме были задействованы морские пехотинцы в парадной форме, которых не было на Конференции.

2 декабря 2013 года в России состоялась премьера детектива «Бомба». События фильма разворачиваются в годы Великой Отечественной войны. Студента физико-механического факультета Ивана Гучкова (Алексей Бардуков), который внешне похож на пропавшего без вести американского солдата, советская разведка вербует в Неваду (США), чтобы подобраться к проекту по разработке атомного оружия. В «Бомбе» Ливадийский дворец перевоплотился сначала в американскую военную базу Датч-Харбор, а затем в Генеральное Консульство СССР в Сан-Франциско. Нужно заметить, что во время съемок в залах Ливадийского дворца (будуар императрицы Александры Федоровны, библиотека, рабочий кабинет императора Николая II) экспозиция «Романовы в Ливадии» не была демонтирована. Для американизации интерьера потребовались лишь национальные флаги. Несомненно, украсил фильм прекрасный Ливадийский парк, откуда открывается вид на Черное море (по фильму залив Сан-Франциско). Универсальность Ливадии делает ее прекрасной съемочной площадкой для режиссеров художественного кино. Кинематографы использовали ливадийские пейзажи, когда хотели показать Италию, Испанию, Францию, Грецию, Америку. Фрагментарно Ливадия встречается в фильмах «Карнавал» (1981 г.), «Всадник без головы» (1973 г.), «Один шанс из тысячи» (1968 г.), «Гойа, или тяжкий путь познания» (1971 г.), «Мы с вами где-то встречались» (1954 г.), «Отелло» (1955г.), «Двенадцатая ночь» (1955г.), «Овод» (1955г.) и др.

Красота определила судьбу Ливадии - быть незабвенной. Роскошь здешней природы, богатая значимыми событиями история, подарившая нам белоснежный архитектурный ансамбль Н.П. Краснова, пробуждает в людях высшие чувства, вселяет мир и гармонию в сердца. Ливадия-кинодива продолжает дарить наслаждение зрителям, пребывая в ожидании новой роли, в ожидании своего главного фильма.

Автор
( 0 оценок )
Изложение
( 0 оценок )
Актуальность
( 0 оценок )

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Основной принцип - «посетил - отпишись». 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

 Комментарии предназначены для общения и обсуждения , а также для выяснения интересующих вопросов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама, заявления, связанные с деятельностью компании.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать