История ялтинской семьи в фотографиях П.И. Веденисова

В 2012-2013 годах в Москве, ряде российских городов и в таллиннском Центре русской культуры с успехом прошла выставка «Другие берега: мир русского дворянства в цветной фотографии», на которой в цифровом разрешении экспонировались автохромы П.И. Веденисова (1866-1937) из собрания «Московского Дома фотографии». Немалая коллекция работ Веденисова хранится также в Алупкинском дворце-музее.

Около 150 цветных стеклянных пластин запечатлели представителей нескольких ялтинских дворянских семей, изображения дворцов, особняков, исторических и архитектурных достопримечательностей Южного берега Крыма, а также быт и нравы города сто лет назад.

Ценность автохромов П.И. Веденисова не только в уникальности технологии съемки и существовании изображения в одном-двух экземплярах, но в том, что они обладают всеми признаками живописного произведения. Особенно удавались П.И. Веденисову сюжетные фотографии со сценами деревенской и ялтинской жизни, портреты современников, в которых он, как истинный художник, старался отразить характер человека, его индивидуальные черты.

Подробности жизни этого талантливого человека, творческое наследие которого, столь созвучное эпохе Серебряного века, подарило современному зрителю еще одну ностальгическую встречу со Старой Россией, читатель узнает из материала Галин Филатовой, ученого секретаря «Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника», опубликованного в №24 альманаха «Старая Ялта».

Уникальные фотографии из фондов Алупкинского дворца, Ялтинского историко-литературного музея возвращают нас в прежнюю Ялту, в город, которого, к сожалению, уже давно нет. И нет, во многом, «стараниями» наших современников.

Долгие годы П.И. Веденисов прожил в угловом доме, на пересечении нынешних улиц Боткинской и Кирова. Это примечательное в архитектурном отношении здание хорошо известно ялтинцам. Построил особняк в 1889 году для своей семьи городской архитектор П.К. Теребенев, а через пять лет продал его другим хозяевам. Интересный очерк о доме и его обитателях, написанный А.В. Ханило, опубликован в первом номере альманаха «Старая Ялта» за апрель 2013 года.

Обстановка комнат барского особняка рубежа 19-20 веков, в котором проживали не чуждые наукам и искусствам люди, очень интересно характеризует их привычки и особенности ьытия. Фотографии полны удивительных деталей и подробностей, которые нашему современнику, зачастую, совершенно незнакомы.

Кабинет с полосатыми обоями и угловой изразцовой печью-камином, в центре которого - массивный, сложной конструкции стол-секретер с многочисленными ящиками и декоративной решеткой, служащей обрамлением вставленных в нее фотографий... Стол с богатой резьбой, низкое курульное кресло, стоящее рядом... Обилие семейных фотографий, небольших скульптур, полки и этажерки заполнены книгами...

Гостиная с музыкальными инструментами: фортепьяно, портативный орган со скульптурой Минервы, в простенке между дверьми - фисгармония. На высоком пюпитре раскрыты ноты оперы Руджеро Леонкавалло «Паяцы»...

Одна из комнат дома походила на лабораторию естествоиспытателя.

Не меньше «говорят» о жителях Ялты рубежа веков и их портретные фотографии во время прогулки в горах, на террасе Воронцовского дворца, в Гурзуфе, Ореанде, Алупке, Мисхоре. А еще – детские пикники и праздники... Здесь же путешествия по Южному берегу в собственном конном экипаже, управляемом бородатым кучером и на собственном таксомоторе. А рядом запечатлена автокатастрофа начала века. Да-да, не смотря на «черепашьи» скорости, случались и в те времена подобные казусы...

Очень модно на рубеже веков было фотографироваться в народных костюмах. Милые барышни-крестьянки в белых платьицах с бусами и русских кокошниках, украшенных мелкими речными жемчужинками полны очарования и похожи на героинь детской сказки.

В начале XX века интерес к русской старине, народным обычаям и промыслам в дворянской среде был очень велик, а костюмированные игры всегда были важным элементом в воспитании и обучении детей.

Постановочные фотографии П.И. Веденисова с их тщательно выстроенной композицией, гармонией цветовых сочетаний отнюдь не являются формальными работами, выполненными на заказ. В них прослеживается личное отношение к каждому члену семьи Базилевых-Козаковых, знание их характера, привычек.

Необычайно хороши женские фото, напоминающие женские портреты художников эпохи модерна В. Серова, Л. Бакста, С. Сорина.

Многие годы посвятил Петр Иванович Веденисов служению не только музам, но и семьям своих друзей и покровителей Базилевых и Козаковых. Память обо всех них живет и сегодня – в цветных автохромах Веденисова и в материалах альманаха «Старая Ялта» - в киосках «Союзпечати».

24-04-ВСЕ-9
Автор
(0 оценок)
Изложение
(0 оценок)
Актуальность
(0 оценок)
263 просмотра в июле
Я рекомендую
Пока никто не рекомендует

Отзывы и комментарии

Написать отзыв
Написать комментарий

Отзыв - это мнение или оценка людей, которые хотят передать опыт или впечатления другим пользователями нашего сайта с обязательной аргументацией оставленного отзыва.
 
Ваш отзыв поможет многим принять правильное решение

. Пожалуйста, используйте форму отзывов для оценок и рецензий, для вопросов и обсуждений - используйте форму комментариев, а не отзывов

Не допускается: использование ненормативной лексики, угроз или оскорблений; непосредственное сравнение с другими конкурирующими компаниями; безосновательные заявления, оскорбляющие деятельность компании и/или ее услуги; размещение ссылок на сторонние интернет-ресурсы; реклама и самореклама.

Введите email:
Ваш e-mail не будет показываться на сайте
или Авторизуйтесь , для написания отзыва
Автор
0/12
Изложение
0/12
Актуальность
0/12
Отзыв:
Загрузить фото:
Выбрать

Комментарии предназначены для общения, обсуждения и выяснения интересующих вопросов