Главными функциями государственного телерадиовещания являются: создание и доведение до зрителя в первую очередь социально значимых телерадиопрограмм, ориентированных на все социальные слои, возрастные группы, религии и конфессии населения России, освещение политики государства, экономической стратегии, развития духовности и национальной культуры, оперативное предоставление информации о всех событиях, происходящих в России и за ее пределами.

Этими функциями обусловлена некоммерческая суть деятельности государственного телерадиовещания и, как следствие, внимание государства к вопросу оказания ему финансовой поддержки как реализации принципа государственного финансового регулирования в сфере государственных электронных средств массовой информации.

Государственная поддержка телерадиовещания находит свое отражение в главном финансовом документе страны — Федеральном законе «О федеральном бюджете...» на соответствующий год в разделе «Культура, кинематография и средства массовой информации».

Другие способы привлечения финансовых ресурсов, как правило, обеспечивают незначительную величину в бюджетах как государственных, так и негосударственных компаний (кроме организаций, работающих в секторе платного телевидения, например абонентская плата), однако достаточно активно ими используются. Некоторые телекомпании могут дать в "аренду" видеооператора на свадьбу или на любое мероприятие, увеличивая свой бюджет.

Использование собственных ресурсов

Данный вид финансирования связан с получением доходов от использования технического и организационного потенциала телекомпании, которое имеет следующие направления:

  • выполнение заказов на съемку, монтаж и обработку аудиовизуальных материалов;
  • сдача в аренду производственного оборудования и помещений;
  • подготовка информации для информационных агентств и других редакций СМИ;
  • продажа видеокассет и видеодисков с записями телепрограмм;
  • организация сервисной службы по ремонту и обслуживанию оборудования.

Привлечение инвестиций и кредитов

Участие инвестора в финансировании деятельности телекомпании означает его заинтересованность в получении прямой прибыли от вложения финансовых средств. Эта форма финансирования предполагает проведение тщательного анализа различных параметров деятельности телекомпании, а также разделение коммерческих рисков между компанией и инвестором.

Привлечение банковских кредитов означает использование заемных средств, взятых на определенный срок и под определенный процент. Выдача кредита сопровождается изучением финансовых показателей деятельности компании, но все коммерческие риски телекомпания принимает на себя.

Привлечение спонсоров.

Этот вид предполагает финансовое участие спонсора в конкретных телепроектах, реализуемых телекомпанией. Спонсор, финансирующий телепроект, рассчитывает на получение косвенного дохода в результате интеграции различных элементов, идентифицирующих спонсора, в материалах телепрограмм.

Совместное производство

Данная форма финансирования имеет несколько существенных преимуществ. Во-первых, она позволяет осуществить производство при ограниченном финансировании, приводя к снижению издержек и степени риска каждой из сторон, участвующих в проекте. Во-вторых, телепроект, созданный в рамках международного совместного производства, способен удовлетворить вкусы зрителей в нескольких странах, что означает расширение рамок потенциальной аудитории.

Абонентская плата

За пользование услугами по демонстрации телепрограм, транслируемых компанией, телезрители вносят периодические платежи. Абонентская плата применяется в области кабельного и спутникового телевидения.

Способы оплаты услуг кабельных телекомпаний помимо фиксированной абонентской платы имеют также следующие варианты.

  • Подписка на телеканалы. Эта форма оплаты схожа с методом подписки на печатные СМИ — телезритель оплачивает доступ к определенным телеканалам или пакету телеканалов, которые он выбирает согласно своим предпочтениям. Таким образом, зритель получает возможность выбирать и в определенной степени формировать свою сетку вещания.
  • Оплата за просмотр. Эта форма основана на повременной оплате услуг кабельного телеканала, т.е. размер оплаты находится в прямой зависимости от времени, в течение которого зритель просматривает программы данного телеканала.
  • Видео по заказу. Форма предоставления телеуслуг «видео по заказу» базируется на использовании телефонных и кабельных линий и позволяет зрителю заказать показ интересующей его телепрограммы, позвонив кабельному оператору по телефону.

В зависимости от типа телекомпании руководством могут быть задействованы один или одновременно несколько различных источников финансирования.

Так, например, финансирование государственных компаний в основном осуществляется из двух, примерно равных по объему источников — государственный бюджет и продажа рекламного времени. Коммерческие каналы, например такие, как СТС практически полностью финансируются за счет рекламной деятельности.